Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что проблема обучения детей с ОВЗ становится все более актуальной. Дело в том, что сегодня отмечается постепенный рост числа таких детей.
Причины роста числа таких детей до конца неизвестны. Можно предположить, что данная ситуация связана с тем, что родители таких детей подвергаются постоянным сильным стрессам. Люди спят гораздо меньше. Люди с офисными специальностями довольно часто вынуждены работать с ненормированным графиком. В итоге организм в целом и психика в частности постоянно подвергается сильнейшим нагрузкам.
Такие нагрузки отражаются самым негативным образом на организме человека. Особенно это справедливо для беременных женщин. В этом случае основной негативный удар берет на себя ребенок. В истории медицины зафиксирован случай, когда мать смогла выжить после воздействия сильной дозы радиации, а всю силу негативного воздействия радионуклидов принял на себя формирующийся плод.
Образование детей с ОВЗ отличается от обучения обычных детей. Здесь нужно иметь, что ограничение возможностей здоровья ребенка может быть различной. В одном случае, ребенок может не иметь никаких интеллектуальных ограничений, но быть слабым физически, а в другом возможно ограничение, как физическое, так и интеллектуальное.
Дошкольный этап закладывает не только первичные знания, но и стремление ребенка к получению новых знаний, готовность к получению более сложных знаний и преодолению возможных трудностей возникающих на этом пути.
У ребенка формируется позитивное отношение к педагогу. Здесь следует помнить, что именно педагог является проводником ребенка в мире знаний. Воспитатель объясняет, а при необходимости дополнительно разъясняет детям те или иные проблемы.
Воспитатель должен оставаться доброжелательным и в игровой форме доступно объяснять детям материал. Задача воспитателя, что бы все дети были включены в предлагаемую игру и совместно решали поставленную задачу или задачи.
Современная педагогика считает, что именно учебно-игровая деятельность является единственно возможным типом совместной деятельности способной объединить всех детей с ОВЗ вокруг учебного процесса, не зависимо от типа нарушения и его глубины.
Цель исследования – изучить особенности психолого-педагогического сопровождения при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии в старшей группе ДОУ.
Объект исследования – дети с ОВЗ.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии в старшей группе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Дать определение термину «дети с ОВЗ».
3. Выделить классификацию детей с ОВЗ.
4. Определить особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
5. Исследовать эффективность разработанной программы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения детей с ОВЗ.
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Гипотеза исследования – разработанная программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР улучшает показатели детей.
1. Понятие о ОВЗ
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день каждый десятый человек на планете (в сумме это свыше 500 млн. людей) страдает от тех или иных ограничений в повседневной жизнедеятельности. Они могут касаться психических, физических нарушений и дефектов [16].
Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость.
Общество должно воспринимать их как равных и помочь адаптироваться к окружающей среде. Только в этом случае больной, пребывая среди других людей, сможет почувствовать себя полноценным членом общества.
На самом деле, дети с ограниченными возможностями здоровья – это целая группа лиц, страдающих от тех или иных патологий. В различных источниках понятие «ОВЗ» трактуется неодинаково. В общем, оно означает определенные отклонения физического и психического здоровья от нормы.
Это комплекс врожденных и приобретенных дефектов, мешающих выполнять некоторые жизненно важные функции, влияющих на самооценку и социальную адаптацию. Многие люди с ОВЗ нуждаются в посторонней помощи даже в ходе выполнения простейших действий (одевание, мытье, чистка зубов, письмо и чтение).
Дети, страдающие от стойкого нарушения, воспринимаются обществом по-разному. Окружающие реагируют на их появление в социуме неодинаково: кто-то жалеет, кто-то презирает, кто-то помогает во всем.
Но времена меняются, и если лет 10 назад такие детки обществом недооценивались, не воспринимались как полноценные его члены, то сегодня люди реагируют на них вполне адекватно и помогают адаптироваться. Более того, для детей с нарушением функций организма и психики создаются необходимые условия, с помощью которых они могут обучаться, развлекаться, лечиться и т. д.
Но как ощущают себя сами дети, относящиеся к данной категории? Опытные специалисты в сфере психологии утверждают, что они сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.
ОВЗ и современное общество [1].
Задача современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять собственную важность в этом мире и приносить ему пользу, даже будучи физически и психически ограниченным. К группе ОВЗ относятся дети, которые имеют следующие дефекты [10]:
• проблемы со слухом (глухота, слабый слух);
• трудности со зрением (слепота, недостаточно развитая зрительная функция);
• нарушения речевой опции (афазия, выраженное заикание, алалия);
• недоразвитый интеллект, умственная отсталость;
• задержка психического развития;
• нарушения опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич;
• трудности в эмоционально-волевой сфере;
• наличие группы инвалидности;
• множественные нарушения, представляющие собой сочетания нескольких патологий.
Если человек возрастом до 18 лет страдает от какой-либо из приведенных патологий, его можно относить к категории «дети с ОВЗ». Отметим, что к данной группе нельзя относить индивидуумов, которые плохо усваивают школьную программу и являются физически и психически здоровыми.
Виды ограничений [15].
Диагноз «ОВЗ» порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.
Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.
Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы [11]:
• с нарушением слуховой функции;
• с проблемами нарушения зрения;
• с болезнями опорно-двигательного аппарата;
• с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
• с поведенческими негативными реакциями;
• с сочетанными патологиями.
Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.
Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники. Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.
Причины стойких расстройств здоровья
Есть несколько групп причин, в связи с которыми на свет рождаются дети с ОВЗ [9]:
Эндогенные (это категория внутренних факторов):
• предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
• натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Дети с ОВЗ. Особенности воспитания. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Классификация людей ОВЗ. Методики коррекции. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Интегрированное обучение дошкольников. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Дети с ОВЗ. Особенности коррекции состояния детей // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Карнаухов Г.З. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
7. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Дети с ограничениями здоровья. Психология развития. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
8. Корецкий В.И. Развитие и коррекция детей с ограничениями здоровья – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
9. Костомаров Н.И. Различия коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детей с проблемами в развитии // Исторические монографии и исследования. Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
10. Котов М.С., Егоров С.С. Причины и следствия появления детей с проблемами в развитии. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
11. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Программы психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
12. Суворов В.А. Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. Дети с ОВЗ в ДОУ. Методы адаптации и коррекции состояний ребенка. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
14. Титова Н.С. Методики воспитания дошкольников с ОВЗ в ДОУ. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
15. Федорова О.Д. Международный и российский опыт коррекции детей с ОВЗ в ДОУ. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.